По берегам рек Чусовой, Сылвы, Камы встречаются карстовые пещеры. Они описаны Г. А. Максимовичем, К. А. Горбуновой [1, 2]. В результате активизации карстового процесса после создания Камского водохранилища на побережье разрушаются старые пещеры, по трещинам формируются новые — «эфемерные» [3, 4].
В отличие от обычных карстовых пещер, которые формируются и существуют довольно долго, эфемерные пещеры образуются за несколько лет. Длительность их существования определяется скоростью переработки берегов. Иногда такие пещеры возникают вследствие обнажения в береговом обрыве ранее сформированных полостей. Так, в 1970 г. на левом берегу р. Камы, выше по течению от поселка Полазна, в результате переработки берегового уступа, сложенного гипсами иренского горизонта нижней перми, была вскрыта карстовая полость объемом около 70 м3 (рис. 1). За 6 лет на этом участке берег отступил на 1,8 м. В 1979 г. нависший над входом блок обрушился, и в пещеру теперь можно проникнуть через узкую щель. Температура воздуха в пещере в летнее время значительно ниже, чем на поверхности.
Пещеры могут развиваться и в зоне вертикальной нисходящей циркуляции. В 1977 г. в районе села Белая Гора, на высоте 12 м от уреза воды, была вскрыта карстовая полость объемом около 10 м3 (рис. 2). Породы кровли ее представлены мергелями Соликамского горизонта. Сама полость выработана в гипсах иренского горизонта. На дне ее имеется понор, который заполнен льдом и в летнее время.
Любопытно образование таких пещер, как Гармоновская (на р. Сылве) в районе д. Куликово. Пещера сформировалась в иренских гипсах кунгурского яруса, состоит из двух гротов и непроходимого канала (рис. 3). Вход в пещеру находится на 6 м выше уреза реки. Доступная часть пещеры представляет собой извилистый коридор длиной 30 м, постепенно сужающийся в трещину размером 2X0,3 м. Дно пещеры покрыто глинистой массой, содержащей обломки мергелей, гипсов
Вход во второй грот находится на дне карстовой впадины, поперечником более 100 м и глубиной около 80 м. Грот представляет собой расширенную щель длиною 7 м с поперечником 6×1,5 м. Дно грота сложено обломками мергелей, гипса и ангидрита, пространство между которыми заполнено глинистой массой. В 1979 г. произошло обрушение грота и образовался завал из глыб размером 2×3 м. Оба грота соединяются каналом длиной приблизительно 30 м. Доказательством существования связи между гротами служит описанный ручей. Об этом же свидетельствуют сучья и палки в нижнем гроте. Ручей образуется в результате слияния вод нескольких временных источников, выходящих на контакте элювиально-делювиальных отложений и мергелей.
Подобные пещеры не единичны. Они встречаются на участке Конец Гор-Куликово, в районе Белой Горы. Образование таких карстовых форм возможно и в речных условиях, только в данном случае процесс замедлен [5].
Следует отметить, что для Пермской области не характерны глубокие карстовые шахты [2]. Однако в районе д. Конец Гор обнаружена шахта глубиной 24 м, сформировавшаяся в гипсах (рис. 4). Диаметр верхней части 7,6X5,6 м. В результате абразии дно шахты вскрыто и представляет собой отверстие размером 2X3 м.
В ряде случаев на стенках карстовых щелей, пещер, полостей наблюдаются интересные натечные и ангидритов. Мощность отложений составляет до 1,0 м. Наблюдения за пещерой ведутся с 1957 г. До лета 1979 г. пещера оставалась сухой. В начале августа 1979 г. по ней протекал ручей со скоростью 0,7 м/с и дебитом 10 л/с, заканчивающийся водопадом. Ручей размыл заполнитель пещеры до кровли мергелей. образования. Так, в 15-20 м ниже по течению от Полазнинскои пещеры, на высоте 2 м от уровня водохранилища, была обнаружена щель глубиной 40 см и высотой 2 м. Видимая глубина ее 3—4 м. Обе стенки покрыты натечными образованиями гипса, имеющими вид сплошной коры с наростами высотой до 3—4 см (рис. 5). Натеки растут как перпендикулярно стенке трещины, так и вертикально, на поверхности стенок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунова К. А. Карст некоторых районов Пермской области. Дис. на соиск. учен, степени канд. геол.-минерал, наук. Пермь, 1956.
2. Максимович Г. А., Горбунова К. А. Карст Пермской области. Пермь, 1958.
3. Печеркин А. И., Закоптелов В. Е. Особенности формирования карстовых пещер и полостей в зоне влияния Камского водохранилища.- В кн.: Карст мраморов, доломитов, рифов, известковых туфов в галогенных отложений. Тез. докл. научно-практической конференции Пермь, 1978.
4. Печеркин И. А., Карзенков Г. И., Мацкевич И. К. Эфемерные пещеры. — В кн.: Пещеры. Перм. ун-т, 1965, .вып. 5 (6).
5. Сабуров Д. Н. Формы поверхностного карста Беломорско-Кулойского гипсового пласта, -В кн.: Пещеры Пинего-Северодвинской карстовой области. Л., 1974.